Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Россия — многонациональная страна, поэтому праздники, посвященные созданию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами, особенно ценны для нашего общества.
Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам.
Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.
Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы.
Всем известно, что литература учит, а выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский назвал литературу учебником жизни. Литературные герои — это не только художественные образы, это ещё и носители определённых общечеловеческих качеств как положительных, так и отрицательных. Читая литературное произведение, мы рассуждаем над поступками выдуманных персонажей: одни – одобряем, другие – осуждаем, но равнодушными не остаёмся. Великий А. С. Пушкин говорил: «Над вымыслом слезами обольюсь…» В этом - то и состоит всё чудо литературы как мощного воспитательного инструмента!
В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» (1872 год) главная мысль о том, что нет плохих национальностей, а есть хорошие и плохие люди разных национальностей.
Герой рассказа русский офицер Жилин, служивший на Кавказе в действующей армии, отличается отвагой, силой характера и миролюбием. Он едет в Россию, в отпуск, повидаться с матушкой, но попадает в плен к татарам.
Толстой описывает аул, одежду татар, их нравы и обычаи. Многие татары относятся к Жилину уважительно и доброжелательно: он быстро выучил татарский язык, был мастером на все руки. Надо помнить, что во все времена в чужом краю люди хорошо относятся к тем, кто изучает их культуру, кто трудится и умеет что-то хорошо делать.
Толстой считает национализм извращенным чувством. Девочка Дина, дочь местного князя, уважает Жилина и сострадает ему. Она украдкой носит пленнику молоко, лепешки и, наконец, устраивает побег, узнав о том, что русскому грозит смерть.
Проблема толерантности в этой повести раскрывается в национальном ключе.
Иван Сергеевич Тургенев, миниатюра «Нищий»
«Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою. А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».
Как видим, разные по социальному положению люди, совсем не знакомые, называют друг друга «братом». И это глубоко символично. Так и должно быть в обществе. В советские годы в «Кодексе строителя коммунизма» была записана фраза: «Человек человеку друг, товарищ и брат». Сейчас другое время. Но так хочется, чтобы между людьми были именно такие добрые, дружеские, толерантные отношения.
Л.Н. Толстой. «После бала». Здесь избивают шпицрутенами татарина за побег. В рассказе не описывается, что служили в рекрутах 25 лет, что уходили туда парнями, а возвращались глубокими, больными стариками (если не умирали в армии!) Так что было от чего сбегать… И вот этого человека проводят сквозь строй, где с двух сторон на него сыплются удары его же товарищей. А того, кто недостаточно сильно ударил палкой, бьёт наотмашь по лицу полковник, командующий экзекуцией. Какой сильный по эмоциональности рассказ! Бьют татарина (унижают по национальному признаку), простого солдата (по социальной принадлежности) и, наконец, живого человека, тело которого превратилось в кровавое месиво! Нельзя без слёз и негодования по поводу бесправия человека читать этот рассказ.
Закруткин В. А. «Матерь человеческая».
Гитлеровские войска в сентябре 1941 года далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. На занятой немцами территории остался в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Фашисты спалили хутор, угнали людей в Германию, а мужа и сына Марии повесили. Содержание повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами, и умершую к утру.
Эта повесть о женщине, силу воли и доброту которой не смогли сломить жернова истории. Главными темами этого произведения стали ужасы войны, доброта, милосердие и, конечно, материнство.
В произведениях русской литературы немало примеров проявления толерантности. Георгиевская сельская библиотека представила лишь малую часть из её великого наследия, но и эти примеры, надеюсь, сумели убедить вас в том, что тема толерантности не новое явление в жизни, она актуальна во все времена.