Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Этот город стал для будущего большого художника не просто малой родиной, но и самым большим вдохновением, и самой огромной болью. В блокаде 12-летний Илья потерял всю семью — отца, мать, бабушку, тетю… Мальчика по Дороге жизни увезли в эвакуацию, но уже в 1944 году он вновь ступил на улицы Ленинграда.
Глазунов поступил в художественную школу, потом — в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Творчество Глазунова исследователи условно разделяют на несколько циклов: «История России», «Городской», «Портреты» и литературные иллюстрации к произведениям Н. Некрасова, Н. Лескова, А. Блока, А. Островского, М. Лермонтова, Ф. Достоевского… Именно с именем последнего писателя связаны одни из самых ярких работ художника. Художник как никто другой смог проникнуть в мир мыслеобразов писателя. Глазунов признавался: «…мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация», трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев». В своих полотнах Илья Сергеевич пытался передать мир писателя — «борьбу света и мрака».
Иллюстрации Глазунова сочетают в себе тонкое обаяние XIX столетия, эпохи самого Достоевского, и отзвуки блокады, которая навсегда изменила душу художника. Глаза Неточки Незвановой на картине «Смерть матери» — это и глаза страдающего блокадного ребенка тоже, ибо ни в одну эпоху «мир познания» не стоил той самой «слезинки ребенка»… Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. На портрете князя Мышкина 1956 года, который Илья Сергеевич написал сам, будучи юным и окрыленным художником, они светятся тихой добротой. На губах персонажа притаилась скромная улыбка, все лицо князя напитано кротостью и смирением. Мышкин только-только приехал в Петербург — Глазунов только-только вступил в мир большого искусства. Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.
Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Город неизменно присутствует на каждой иллюстрации: где-то — давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием; где-то — становится нежно-прозрачным, весенним, туманным, романтичным. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и… неизбежным одиночеством.
Одна из любимых женщин художника, Лариса Кадочникова, признавалась: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его». Возможно, именно болезненная страстность, особенный уровень восприятия жизни и помогли Глазунову создать свои шедевры. Глазунов, конечно, создал портреты и самого Достоевского. Писатель, в какой бы точке Петербурга он ни находился, всегда обращен в себя. Неизменно на его лице виден отпечаток дум обо всех «униженных и оскорбленных» мира сего.
Глазунов уникален тем, что в своих полотнах сумел объединить реализм с романтизмом, жизнеподобие с иносказанием. На его картинах, как и в произведениях Достоевского, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И, тем не менее, художник, вслед за писателем, всегда дает нам надежду: как бы ни была страшна и кровопролитна эта битва, жива надежда на свет. Художник развивает тему «всемирной отзывчивости» и снова и снова убеждает нас: все же человек создан по образу и подобию Божьему.
В Пелеговской сельской библиотеке действует книжная выставка «Писатель, потрясающий душу», организованная к мероприятию «Прикоснемся к Достоевскому». На выставке представлены книги, знакомящие с биографией и творчеством писателя, воспоминаниями о нем, а также его великие романы, известные всему миру.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности ..